Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Дата: 25 апреля 2019 в 16:14, Обновлено 8 февраля 2021 в 10:42
Автор: Кулак Н. Г.

Паважаныя бацькі!

Карэкцыйная дапамога вашым дзецям аказваецца настаўнікам-дэфектолагам

дзяржаўнай установы адукацыі “Новадзявяткавіцкая сярэдняя школа Слонімскага раёна”

Серай Тамарай Мікалаеўнай.

Дні тыдня

Часы працы

Панядзелак

15.20 – 16.20

Серада

15.15 – 16.20

Чацвер

15.20 – 16.20

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

   Правильная и четкая речь имеет огромное значение для деятельности человека. Воспитание речи у детей является необходимым условием полноценного развития личности.

   Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и становится необходимо, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые.

       Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

        Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется  его собственная речь.

     Уважаемые родители! Вы просто обязаны знать, что речь взрослых имеет огромное значение для ребенка, и как именно нужно разговаривать с детьми:

  • Говорите правильно и выразительно, не торопясь, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не съедая слогов и окончаний слов. 
  • Не имитируйте детскую речь. Совершенно неуместно сюсюканье, «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи.
  • Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри»«не бежи» вместо «не беги» ,   «ваще»вместо «вообще»  и т.д.)
  • Особенно четко произносите  незнакомые, новые для вашего ребенка и длинные слова. Разъясняйте ребенку смысл незнакомых слов в понятной для него форме.
  • Приучайте  малыша смотреть прямо на говорящего, тогда ему будет легче перенимать артикуляцию взрослых. 
  • НИКОГДА не наказывайте детей за ошибки в речи, не дразните и исправляйте лишь в спокойном тоне, без раздражения.    

Мимические упражнения

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры </font></font></font><font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они малодоступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др.  Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.). Растянуть углы рта в стороны  и   расслабить Улыбаться с закрытым и открытым ртом. Нахмурить брови, расслабить. Поднять брови, расслабить. Прищурить один глаз, затем другой.</font></font></font><font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">  Зажмурить глаза, расслабить. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачи­вать воздух из одной щеки в другую как при полоскании.</font></font></font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Грибы</font> 1. Дети двигаются под музыку, ищут и собирают грибы. Вдруг испугались какого-то шороха, потом залюбовались красивым пейзажем, обрадовались большому грибу, огорчились червивому (дети имитируют движения, названные педагогом, мимикой передают различные состояния) .</font></font></font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Птицы</font></font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки! »</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">3. Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.</font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Игрушки</font></font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Мимический кубик; Зеркало</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Мама купила новую игрушку, вы обрадовались. Покажите, как. Игрушка сломалась, вы огорчились. Покажите, как.</font>

<font size="3"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Мебель</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1 Когда ты пришел в садик, то увидел, что привезли новую мебель. Ты удивился, а потом обрадовался!</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Сломалась ручка шкафа - огорчились.</font>

<font size="3"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Одежда</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.</font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Транспорт</font></font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Изобразить внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и сосредоточенного пилота воздушного судна.    </font>

<font size="3"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Осень</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.</font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"> 2. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.</font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Посуда.</font>  </font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.</font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"> 2.Чудесные превращения.</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.</font>

<font size="3"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Зима</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Дети мимикой изображают боль (поскользнулся и упал, холод (замерз в зимний ветреный день, радость (солнце светит, испуг (летит большой снежок) и т. д.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3"><font color="#ff00ff">Дикие животные</font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Лисенок высматривает мышку.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">Прищуривать глаза по очереди.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы) .</font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">3. Мимикой изображают, как злится волк, трясется от страха заяц, тревожится белка, радуется лисичка.</font></font></font>

<font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Семья</font></font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную) .</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3"><font color="#ff00ff">Человек</font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Выражение эмоционального состояния (настроения) : доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.</font>

<font color="#ff00ff" face="Times New Roman" size="3">Домашние животные</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.</font>

<font size="3"><font face="Times New Roman"><font color="#ff00ff">Весна</font></font></font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">1. Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.</font>

<font color="#000000" face="Times New Roman" size="3">2. Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.</font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.