Адаптация -это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным. Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика. Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
Помощь родителей в адаптации ребенка.
Не позволять себе и другим высказываться негативно о детском садике или выражать любые сожаления о том, что ребенка отдают в детский сад. Немаловажно постепенно готовить ребенка к тем занятиям, которые будут в детском садике. Например, ребенок должен быть усидчивым и уметь слушать. Читайте ему стихи, постепенно увеличивая время чтения. Разумеется, на первых порах, малыш будет отвлекаться после первой же минуты чтения, однако благодаря терпению и упорности, вы достигнете нужных результатов. Также учите малыша повторять движения за вами – это ему пригодиться на уроках физкультуры. Прыгайте вместе с ним, крутитесь на месте, машите руками и так далее. Чтобы ребенку было интереснее, имитируйте движения животных, например «попрыгаем как кузнечик», «Полетаем как птичка» и тому подобное.
Чтобы ребенок не терялся в новой атмосфере, учите его быть самостоятельным. Во-первых, если вы уже скоро собираетесь отправлять малыша в детский сад – пора приучать его к горшку и снимать подгузник. Ко времени похода в детский сад ребенок должен сам уметь садиться на горшок. Также нужно, чтобы ребенок умел сам одеваться, обуваться и кушать. Учите его, как пользоваться ложкой и как вести себя за столом. Не забывайте, что детский сад работает по определенному графику, и если в первое время воспитатели будут уделять особое внимание вашему малышу, то потом он уже должен будет сам быстро кушать. Если он будет отвлекаться, играть за столом – он останется голодным, ведь время обеда и ужина в садике ограничено распорядком дня. Поэтому, чтобы малыш быстрее учился самостоятельности, начинайте приучать его как можно раньше: выходя на прогулку, пусть он сам попробует одеться и обуться. Помогайте ему, только если у него возникают трудности. Не стоит спешить одеть ребенка, ведь так вы лишаете его возможности научиться делать это самостоятельно.
В целом поведение родителей должно быть примером для ребенка. Родительские требования всегда должны быть доступными для его возраста и последовательными. Тогда он не будет опасаться требований взрослых и испытывать негатив. Поощряйте ребенка в его действиях и давайте его попыткам положительную оценку. Итак, ребенок идет в детский сад. Создайте ему ощущение праздника и повышения его статуса. Ваш позитив и спокойствие будут «заразительными» для малыша. Удачи!